Дзюдо во времена Covid-19. Интервью с Романом Карасевым

Интервью известного журналиста дзюдо и тренера, а в прошлом спортсмена из Малайзии, Она Йо с Романом Карасевым, основателем школы комплексного развития «РОКА ДЗЮДО».

О: Можете рассказать о начале своего пути в дзюдо?

Р: Мое путешествие в дзюдо началось в марте 1985 года, когда я впервые пришёл на занятия дзюдо в спортивном клубе «Динамо» в Москве под руководством моего первого учителя Владислава Петрова. Я продолжил изучать дзюдо и по завершении школы, для получения высшего образования и в 1997 году, получил диплом тренера по дзюдо в Российском государственном университете физической культуры и спорта. В 2006 году получил 3-й Дан от Федерации дзюдо России.

О: Вы принимали участие в соревнованиях как спортсмен?

Р: Будучи дзюдоистом, я, конечно, принимал участие во многих соревнованиях различного уровня, но моя спортивная карьера не была выдающейся. Моё наивысшее спортивное достижение было на Всемирных играх Маккаби (Maccabiach Games) 2001 года в Израиле, где я завоевал бронзовую медаль в индивидуальном зачете и серебряную в командном турнире.

О: Вы тренер трех клубов по дзюдо в трех странах. Как это произошло?

Р: Можно сказать, что это часть моей миссионерской работы по оказанию помощи в распространении дзюдо. Все началось в 1998 году, когда я открыл двери своего первого клуб «РОКА ДЗЮДО» в Москве. В 2013 году я открыл второй клуб, также названный «РОКА ДЗЮДО», в небольшом городе Белово в Болгарии. В 2018 году я открыл свой третий клуб «РОКА ДЗЮДО», на этот раз в Хайфе, Израиль.

О: Как вы управляете тремя клубами в трех странах?

Р: Действительно, управлять тремя клубами в трех странах непросто, но это интересно! Самое главное — найти единомышленников, которые могут понять ваши идеи, стать частью вашей команды. Это самое сложное, но мне повезло, что я нашел таких людей. Конечно, даже с хорошими людьми, моими помощниками на местах мне все равно приходится посещать клубы, поэтому я много путешествую. Я распределил свое время поровну между тремя клубами.

О: Сколько у вас учеников в каждом клубе?

Р: Количество учеников всё время варьируется. Но в среднем в каждом клубе порядка 15 до 20 учеников. Большинство из них — дети. Есть и взрослые, но не много.

О: Какая культура дзюдо в этих странах?

Р: Я бы сказал, что культура дзюдо более или менее одинакова во всех трех странах, с прицелом на соревнования. С моей точки зрения, это на самом деле глобальное явление, и именно на этом сосредоточены средства массовой информации. Когда видишь дзюдо в новостях или на YouTube, все сводится к соревнованиям. Исключение составляет Япония, где дзюдо приобретает другой смысл. Да, есть здесь конечно и соревнования, но дзюдо также рассматривается как форма воспитания молодежи и человека. В моих клубах мы стараемся это культивировать. Мы развиваем наших учеников комплексно, воздействуя на физические, интеллектуальные и нравственные качества.

О: Как вы думаете, какое влияние оказывает это узкое направление на дзюдоистов?

Р: В России, Болгарии и Израиле, где соревновательная культура сильна, очень мало людей занимаются дзюдо просто для досуга или развлечения. На самом деле нет рекреационного дзюдо, дзюдо занимаются только для участия в соревнованиях. Поэтому во многом это спорт молодого человека. Не так много людей продолжают заниматься дзюдо после окончания средней школы. Только серьезные спортсмены будут продолжать тренировки во взрослой жизни.

О: Много ли в России частных клубов дзюдо, подобных вашему?

Р: Частные клубы действительно существуют в России, но их не так много. Большинство клубов дзюдо, это государственные спортивные школы.

О: Как эта Covid-19 ситуация влияет на вас?

Р: Ну, все мои клубы теперь закрыты из-за правительственных запретов. Это касается всех клубов дзюдо, и потому что они частные, я не получаю никакой помощи от государства. Как результат, я не провожу занятий и не получаю никакого дохода.

О: Как вы планируете с этим справиться?

Р: Плана нет. Я сейчас полностью застрял. Хуже того, я не знаю, когда строгая изоляция будет снята. Придется подождать и посмотреть, что будет.

О: Какие у вас мысли о переносе Олимпиады?

Р: Конечно, это неутешительно и для спортсменов, и для болельщиков, но иногда в жизни есть определенные вещи, не зависящие от нас. Кто бы мог представить, что Covid-19 придет и нарушит всю жизнь? Хорошая новость в том, что Олимпиаду не отменяют, а просто переносят. Я знаю многих российских, болгарских и израильских спортсменов. Некоторых из них я поддерживаю, спонсируя их с Fighting Films. Я с нетерпением жду Игр в Токио в 2021 году и надеюсь увидеть, как многие мои друзья поднимутся на подиум и получат заветную медаль!

О: Что для вас значит дзюдо?

Р: Дзюдо — это технология, с помощью которого человек может себя улучшить. Вот уже 35 лет я неразрывно связан с дзюдо. Дзюдо — основа моей философии в жизни. Во всем, что я делаю, я руководствуюсь теми хорошими принципами, которые научился в дзюдо.

О: Есть что-то, что вы бы хотели сказать другим дзюдоистам, которые сейчас так же находятся в строгой изоляции?

Р: В дзюдо мы учимся вставать снова и снова и снова. Это важный принцип, который нужно помнить в эти не простые времена.

Оригинальное интервью на английском языке можно прочитать по ссылке «Judo in the time of Covid-19: Roman Karasev, Russia, Bulgaria, Israel»