Дзюдо: интеллект и ненаучные теории

Практика «ката» и «рандори» дзюдо как метод интеллектуального развития занимающегося

Данная тема, затронутая мной в этой статье не нова, о ней говорил в своём докладе «Общие сведения о дзюдо и его ценности в деле воспитания» сделанном в 1889 году в Обществе образования Великой Японии основатель системы дзюдо и школы «Кодокан Дзюдо», Кано Дзигоро.

В своём докладе Коно, ввиду ограниченности своего выступления не полностью раскрыл эту тему («На самом деле я хотел бы очень многое сказать по поводу того, как происходит развитие интеллектуальных способностей в процессе занятий дзюдо, но сегодня мне придётся ограничиться только некоторыми аспектами» отрывок из речи Кано, научно-методический сборник «Хиден», выпуск 1, стр. 161).

В этой связи, мне хочется ещё раз её обсудить, этот вопрос (спустя более 100 лет), так как по моему мнению он подчас уходит на второй план в процессе проведения учебных занятий и практики дзюдо и мало исследован.

В докладе Кано говорится о таких качествах интеллекта как наблюдательности, памяти, экспериментировании, воображении, умении выражать мысли и широте взглядов. Но давайте попробуем разобраться в этом более подробнее, обсудив уже описанные Кано качества интеллекта и добавив новые.

Для начала необходимо понять, что же такое интеллект и какие качества ему присущи.

Интеллект на разных языках трактуется как ощущение, восприятие, рассудок, разумение, познание, понимание, понятие, а в совокупности определяется как психическое качество, основанное на мыслительных способностях человека. Интеллект является врождённым свойством личности. Так же как и приобретаемые в процессе жизни свойства, имеет возможность совершенствоваться. Метод совершенствования интеллекта различными способами написаны в разных книгах и пособиях, как научно обоснованных, так и популистских и абсолютно все утверждают, что лучший метод совершенствования интеллекта его постоянная тренировка, причём используя различные способы в комплексе, а не какой-то один способ. Это утверждение совершенно верно и обоснованно и имеет отношение ко всем формам совершенствования человеческого организма. Совершенствование интеллекта важно и возможно стоит на одной из первых ступеней в совершенствовании всех остальных функций человеческого организма. Это связано с тем, что качества интеллекта настолько разнообразны и по своей форме оказывают воздействие на практически все остальные функции жизнедеятельности человеческого организма. Анализ, логика, дедукция, критика, прогноз, абстракция, образность, концентрация, всё это качества интеллекта и от того насколько они будут развиты и совершенны, будет зависеть совершенство нашего интеллекта в целом.

Рассмотрим по порядку каждое из качеств интеллекта и попробуем провести взаимосвязь со способами тренировки (совершенствования) их в занятиях на примере регламентированных комплексов упражнений «Ката» и свободных поединков «Рандори» по системе школы Кано Дзигоро, «Кодокан Дзюдо».

Анализ (разложение, расчленение) метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования. С помощью анализа мы можем проводить всестороннее исследование информации, делить ее на смысловые и логические блоки, определять взаимосвязи, сравнивать и сопоставлять между собой различные фрагменты информации.

Каждое упражнение (действие, технический приём, комбинация, связка приёмов) в «ката» или «рандори» имеет сложную структуру, состоящую из множества частей и взаимосвязанных действий. Бесспорно, вряд ли можно выполнить такого рода упражнения без детальнейшего анализа всех частей структуры каждого действия. Поэтому для улучшения качества восприятия определённого упражнения целесообразно провести всестороннее исследование самого упражнения, разделить его на смысловые и логические блоки, определить взаимосвязь каждого действия, сравнить и сопоставить между собой различные варианты выполнения одного и того же упражнения в зависимости от ситуации.

Таким образом, сделав детальный анализ каждого изучаемого упражнения (действие, технический приём, комбинация, связка приёмов) в «ката» или «рандори», можно наилучшим образом и эффективнее его изучать, развивать, совершенствовать и применять его на практике.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод, что анализ, как качество интеллекта, имеет непосредственную связь при изучении упражнений «ката» и «рандори» в дзюдо и может совершенствоваться путём выполнения данных упражнений. А так же, исходя из сказанного, видно, что взаимосвязь выполнения упражнений и анализа упражнения, может существенно влиять на качество выполнения определённого двигательного действия при изучении «ката» и «рандори» в дзюдо.

Логика («наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению», рассуждение, мысль, разум) процесс мышления. Помогает определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношения с другими аспектами рассматриваемого явления. Логика включает в себя способность рассуждать, мыслить и анализировать не нарушая принципов формальности, умение делать верные и последовательные выводы.

Применительно к практике дзюдо, используя «ката» и «рандори» для совершенствования логики, как качества интеллекта и в соответствии с изложенной формулировкой данного качества, мы можем проследить взаимосвязь между методами дзюдо и совершенствованием логики.

Например, нам необходимо выполнить то или иное упражнение в «ката» или провести определённое действие в «ката» и «рандори». Для лучшего эффекта, мы начинаем рассуждать о том, каким образом я должен потянуть или толкнуть партнёра, как мне надо развернуться, в какую сторону наклониться или наклонить партнёра и так далее, всё это даёт нам возможность выполнить или найти наилучший вариант из возможных. При этом, не нарушив основного принципа упражнения или действия. Другими словами мы начинаем рассуждать (мыслить), выстраивать логическую цепочку последовательности выполнения элементов каждого упражнения или действия в аспекте определённого явления, т. е. с какой целью выполняется то или иное упражнение или действие.

Таким образом, упражнения «ката» и «рандори» могут повлиять на процесс размышления или рассуждения занимающегося, а значит совершенствовать его логику, как одно из качеств интеллекта.

Продолжение следует…адепт дзюдо с 1985 года, Роман Карасев




Rocket: [100] [200]