История создания "КОДОКАН ДЗЮДО"

Отправной точкой "КОДОКАН ДЗЮДО" считается май 1882 года. В это время в токийском буддийском храме Эйсёдзи 21-летний японец Дзигоро Кано основал школу под названием "КОДОКАН ДЗЮДО".

"КОДОКАН ДЗЮДО" было сформировано на основе дзюдзюцу (мягкое искусство), используемое для обучения боевым навыкам самураев.

Дзюдзюцу (мягкое искусство) это боевое искусство изучаемое самураями и использовалось для атаки и защиты с оружием и без.

Согласно одной из легенд, принципы этого боевого искусства сформулировал врач Сиробэй Акияма. Однажды, прогуливаясь рано утром по саду, он заметил, что ветки больших деревьев сломаны вчерашнем снегопадом, и только маленькое деревце гордо стоит как ни в чём не бывало: его ветки сбросили тяжесть, прогнувшись к земле, и выпрямились вновь. Увидев такое чудо, Акияма воскликнул: "Победить, поддавшись!".

Мастера дзюдзюцу отличала не столько недюжинная сила, сколько удивительная ловкость тела, упругая податливость и умение использовать силу врага в своих целях. В период феодальных войн 17-19 веков искусство мягкости, входившее в систему боевой подготовки самураев, достигло своего расцвета, а число школ приблизилось к тысяче.

Однако начало эпохи Реставрации Мэйдзи (1868 г.), открытие Японии для мира и радикальные буржуазные реформы привели к тому, что дзю-дзюцу пало жертвой цивилизации, а воины потеряли работу.

Момент занятий в зале Кодокан дзюдо

Дзюдзюцу не позволил кануть в лету Кано Дзигоро (1860-1938). Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие приёмы и исключив опасные для жизни, он создал свою школу, назвав её "КОДОКАН ДЗЮДО" - означающую "мягкий путь". По мысли Кано, "КОДОКАН ДЗЮДО" должно было стать "средством для физической тренировки и общего образования молодёжи, философией, искусством повседневной жизни", хранилищем бесценных национальных традиций.

В 1886 году "КОДОКАН ДЗЮДО" было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях, а вскоре вошло в программу физической подготовки средних и высших учебных заведений.

В 1889 году Кано развернул просветительскую деятельность в Европе, лично открыв первую школу во Франции. Вскоре "КОДОКАН ДЗЮДО" пришло в Великобританию. Интерес к "КОДОКАН ДЗЮДО" проявил и президент США Теодор Рузвельт, регулярно занимаясь в специально оборудованном помещении Белого дома с поверенным посланником японского учителя.

Почитателями "КОДОКАН ДЗЮДО" так же были и многие другие известные политические и культурные деятели разных стран.

Развитие "КОДОКАН ДЗЮДО" ненадолго приостановила вторая мировая война. Несмотря на то, что Кано неоднократно подавал голос протеста против милитаризации общества и образования, "КОДОКАН ДЗЮДО" попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещённых искусств. Запрет был все-таки снят, и движение по "мягкому пути" приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводит к тому, что созданная Международная Федерация Дзюдо на первый план выводит спортивную составляющую, т.е. соревнования.

Международная федерация дзюдо основана в июле 1951 года основана, её президентом стал единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1956 году в Токио прошёл первый "МФД ДЗЮДО" Чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году "МФД ДЗЮДО" (уже не "КОДОКАН ДЗЮДО", так как были полностью изменены и утрачены традиции основателя школы) вошло в программу Олимпийских игр.

Женское "КОДОКАН ДЗЮДО" обязано своим рождением супруге Дзигоро Кано, Сумако Кано. Первый "МФД ДЗЮДО" Чемпионат мира среди женщин прошёл в 1980 году, а в Олимпийских играх спортсменки принимают участие с 1992 года.

На сегодняшний день членами Международной федерации дзюдо, являются 178 стран. В Японии "КОДОКАН ДЗЮДО" регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире - более 20 миллионов.


Система рангов "КОДОКАН ДЗЮДО".

Название Ранг Пояс
Роккю 6-й кю Белый
Гокю 5-й кю Белый
Ёнкю 4-й кю Белый
Санкю 3-й кю Коричневый
Никкю 2-й кю Коричневый
Иккю 1-й кю Коричневый
Сёдан 1-й дан Чёрный
Нидан 2-й дан Чёрный
Сандан 3-й дан Чёрный
Ёдан 4-й дан Чёрный
Годан 5-й дан Чёрный
Рокудан 6-й дан Чёрный или красно-белый
Ситидан 7-й дан Чёрный или красно-белый
Хатидан 8-й дан Чёрный или красно-белый
Кудан 9-й дан Чёрный или красный
Дзюдан 10-й дан Чёрный или красный

Терминология техники дзюдо

Классификация техники дзюдо

Nage-waza (нагэ-вадза)- техника проведения бросков (67 техник)

Tati-waza (тати-вадза) - техника, выполняемая в положении стоя

Te-waza (тэ-вадза) - техника бросков руками (15)

  • Seoi-nage - бросок через спину, становясь на колени
  • Tai-otoshi - передняя подножка
  • Kata-guruma - бросок через плечи ("мельница")
  • Sukui-nage - бросок захватом бедра изнутри (передний переворот)
  • Uki-otoshi - бросок выведением из равновесия рывком вперёд
  • Sumi-otoshi - бросок выведением из равновесия толчком назад
  • Obi-otoshi - бросок обратным захватом за бёдра
  • Seoi-otoshi - бросок через спину, становясь на одно колено
  • Yama-arashi - "горная буря" - бросок через спину с захватом одноимённого отворота с подсадом голенью снаружи
  • Morote-gari - бросок захватом двух бёдер (выхват за ноги)
  • Kuchiki-taoshi - "бросок преследованием" - выхват за голень накрест
  • Kibisu-gaeshi - "переворот за пятку" - выхват за пятку изнутри
  • Uchi-mata-sukashi - "расклинивание бедра изнутри" - бросок выведением из равновесия рывком вперёд, как контр-приём от подхвата изнутри
  • Kouchi-gaeshi - "малый внутренний контр-приём" - бросок выведением из равновесия рывком как контр-приём от подсечки изнутри
  • Ippon-seoi-nage - бросок через спину с захватом руки на плечо

Koshi-waza (коси-вадза) техника бросков корпусом (11)

  • O-goshi - "большая поясница" - бросок через бедро с захватом на спине
  • Koshi-guruma - "колесо через поясницу" - бросок через бедро с захватом головы
  • Tsuri-komi-goshi - "поясница с подцеплением" - бросок через бедро с захватом отворота
  • Harai-goshi - "поясница с высеканием" - бросок через бедро с подсадом
  • Tsuri-goshi - "поясница с зацеплением" - бросок через бедро с захватом пояса
  • Hane-goshi - "поясница с махом ногой" - бросок через бедро с подсадом голенью
  • Utsuri-goshi - "обратная поясница" - бросок через бедро сбоку (боковое бедро)
  • Ushiro-goshi - "поясница сзади" - подсад бедром
  • Daki-age . - подъём противника на руках из партера на уровень плеч
  • Sode-tsurikomi-goshi - "поясница с зацеплением рукавов" - бросок через бедро с захватом за два рукава

Ashi-waza (аси-вадза) техника бросков ногами (21)

  • Deashi-harai - боковая подсечка
  • Hiza-guruma - подсечка в колено
  • Sasae-tsurikomi-ashi - передняя подсечка под выставленную ногу
  • Osoto-gari - отхват
  • Ouchi-gari - зацеп изнутри
  • Kosoto-gari - задняя подсечка под пятку
  • Kouchi-gari - подсечка изнутри
  • Okuri-ashi-harai - боковая подсечка в темп шагов
  • Uchi-mata - подхват изнутри
  • Kosoto-gake - зацеп снаружи (садясь)
  • Ashi-guruma - боковой подхват
  • Harai-tsurikomi-ashi - передняя подсечка под отставленную ногу
  • O-guruma - подхват под две ноги
  • Osoto-guruma - отхват под две ноги
  • Osoto-otoshi - задняя подножка
  • Tsubame-gaeshi - боковая подсечка как контр-приём от боковой подсечки
  • Osoto-gaeshi - задняя подножка (отхват) как контрприём от задней подножки
  • Ouchi-gaeshi - контр прием от зацепа голенью изнутри (o-uchi-gari)
  • Hane-goshi-gaeshi - контр прием от Hane-goshi
  • Harai-goshi-gaeshi - контр прием от подхвата под две ноги, подбивом опорной ноги
  • Uchi-mata-gaeshi

Sutemi-waza (сутэми-вадза) - техника, выполняемая при падении

Ma-sutemi-waza (ма-сутэми-вадза) техника, выполняемая при падении атакующего на спину (5)

  • Tomoe-nage - бросок через голову
  • Sumi-gaeshi - бросок через голову с подсадом голенью (с захватом на спине через разноимённое плечо)
  • Ura-nage - бросок через грудь
  • Hikikomi-gaeshi - бросок через голову с подсадом голенью (с захватом пояса через одноименное плечо)
  • Tawara-gaeshi - бросок через грудь с обхватом туловища укэ сверху
  • Yoko-sutemi-waza (юко-сутэми-вадза) техника, выполняемая при падении атакующего на бок (15)

  • Yoko-otoshi - боковая подножка
  • Tani-otoshi - задняя подножка на пятке
  • Hane-makikomi - бросок через спину с захватом руки под плечо и подсадом голенью изнутри
  • Soto-makikomi - бросок через спину с захватом руки под плечо
  • Yoko-wakare - передняя подножка на пятке
  • Yoko-guruma - бросок через грудь и ногу
  • Yoko-gake - боковая подсечка с падением
  • Daki-wakare -
  • Uchi-makikomi - подхват под одну ногу с захватом руки под плечо
  • Kani-basami - бросок двойным подбивом "ножницы" (запрещенный прием)
  • Osoto-makikomi - задняя подножка с захватом руки под плечо
  • Uchi-mata-makikomi -
  • Harai-makikomi - бросок через спину с захватом руки под плечо и подсадом голенью снаружи
  • Kawazu-gake - обвив (запрещенный прием)

КАТАМЭ-ВАДЗА (katame-waza) - техника выполнения удержания (19 техник)

Катамэ-вадза делится на 3 раздела:

Osaekomi-waza (осаэ-коми-вадза) - техника удержания на земле (7)

  • Kuzure-kesa-gatame - удержание сбоку с захватом ворота и рукава
  • Kata-gatame - удержание сбоку с рукой и удушением
  • Kami-shiho-gatame - удержание со стороны головы
  • Kuzure-kami-shiho-gatame - удержание поперёк с захватом за голову и брюки (пропустив руку между ног противника)
  • Yoko-shiho-gatame -
  • Tate-shiho-gatame - удержание верхом
  • Kesa-gatame - удержание сбоку
  • Hon-kesa-gatame - удержание сбоку

Shime-waza (симэ-вадза) - техника удушающих захватов(12)

  • Nami-juji-jime - удушение руками накрест (ладони вниз)
  • Gyaku-juji-jime - удушение руками накрест (ладони вверх)
  • Kata-juji-jime - удушение руками накрест (одна ладонь вниз, другая - вверх)
  • Hadaka-jime - удушение плечом и предплечьем
  • Okuri-eri-jime - удушение сзади с захватом двух одноимённых отворотов
  • Kata-ha-jime - удушение сзади воротом, приподнимая руку
  • Do-jime- удушение с боков (сжимание туловища укэ коленями)
  • Sode-guruma-jime - удушение сзади воротом-петлёй
  • Kata-te-jime -
  • Ryo-te-jime -
  • Tsukkomi-jime удушение воротом-петлёй
  • Sankaku-jime - удушение ногами из положения нижнего

Kansetsu-waza (кансэтцу-вадза) - техника воздействия на суставы - болевые приёмы (10)

  • Ude-garami - узел локтя
  • Ude-hishigi-juji-gatame - рычаг локтя с обхватом руки ногами
  • Ude-hishigi-ude-gatame - рычаг локтя с упором руки в плечо от удержания поперёк
  • Ude-hishigi-hiza-gatame - рычаг локтя при полощи колена сверху (укэ лежит на животе)
  • Ude-hishigi-waki-gatame - рычаг локтя внутрь с фиксацией через подмышку
  • Ude-hishigi-hara-gatame - рычаг локтя через живот или грудь атакующего, проводимый в высоком партере или стойке
  • Ashi-garami- узел колена ногами
  • Ude-hishigi-ashi-gatame - рычаг руки ногой из положения верхнего
  • Ude-hishigi-te-gatame -
  • Ude-hishigi-sankaku-gatame