ДЗЮДО. Виталий Макаров, испанское интервью с любовью к России

Интервью с Виталием Макаровым специально для испанской аудитории дзюдо и переведённое для русскоговорящих дзюдоистов.

Автор: Кармэн Кальво, 3-й ДАН дзюдо. Координатор международных мероприятий и пресс-секретарь Испанской федерации дзюдо. Жена Виталия Макарова.

Перевод на русский язык для judoclub.ru: Андрей Гулай, 3-й ДАН дзюдо. Ветеран-мастер дзюдо и самбо. Школа «РОКА ДЗЮДО».

Фото из личного архива Виталия Макаров. На фото: Виталий Макаров и Кармэн Кальво

Оригинальный текст читайте здесь.

В России Виталий Валерьевич — это личность, достойная уважения в мире спорта, а для остального мира он Вито. Дзюдоист, который восхищает своей виртуозной техникой, в жизни скромен в общении, хотя в его багаже есть не мало золотых медалей мирового уровня, добытые им для России, как великой спортивной державы. Человек чести и слова, друг своих друзей, неутомимый труженик, который умел, преодолевать невзгоды и который теперь как тренер отличается той же увлечённостью и тем же сердцем, которые привели его к вершине как выдающегося спортсмена. Он заслужил свой статус и уважение в мировом дзюдо и сегодня рассказывает нам небольшую часть своей истории, настойчивого стремления к цели, в которой еще предстоит написать не одну главу.

Как начались ваши отношения с дзюдо?

Я играл в футбол в команде, когда мне было 9 лет, я ходил на занятия, тренировался, но в Туапсе, в городе, где я жил, было очень жарко (климат похож на климат Кадиса / Малаги, Испания), тренировки проходили на футбольном поле. Однажды тренировка проходившая на открытом поле была очень тяжелой и у меня случился солнечный удар, очнулся я уже в больнице. Моя мама в тот день сказала мне, что футбол закончился, потому что он «очень опасен».  Я был очень активным, энергичным, непослушным ребенком, и мои родители понимали, что я не могу обойтись без какой-либо физической активности, поэтому мой отец однажды сказал мне, что сын соседа собирается заниматься дзюдо, мальчик был моего возраста и мой отец предложил мне однажды пойти и попробовать. Я помню, что клуб дзюдо находился далеко от моего дома, у нас не было машины, потому что мы были семьей скромного достатка и мне приходилось ехать на автобусе или пешком, сначала 3 дня в неделю, а через некоторое время 5 дней в неделю. В итоге, мальчик, который жил перед моим домом, перестал ходить на занятия через месяц, но в моем случае всё до сих пор продолжается.

Почему вы выбрали именно этот вид спорта?

Изначально я не выбирал его, это сделали мои родители. Конечно, всегда перед занятиями дзюдо и после я играл в футбол со своими друзьями и со своими старыми товарищами по команде. Но однажды мне пришлось сделать выбор, так как я понял, что должен сосредоточиться только на дзюдо на более профессиональном уровне и перестать играть в футбол, потому что это может увеличить риск травматизма. Я выбрал дзюдо, потому что мой отец, и мой тренер убедили меня, и я поверил в то, что у меня есть потенциал.

Момент из вашего детства или юности, который характеризует ваши отношения с дзюдо.

Это был не момент, это был человек, мой отец, потому что, когда ты ребенок, ты не понимаешь, что это важно для тебя, а мой отец сумел, указать мне мой путь. Он был уверен, что я достигну больших высот. Не знаю почему, возможно, каждый родитель видит лучшее в своем ребенке.

Многие люди и сегодня восхищаются твоей виртуозной техникой, несмотря на то, что прошли годы. Как тебе удалось развить в себе такой уровень дзюдо, которое по красоте не уступало японскому?

Это благодаря моему первому тренеру Александру Ашкинази, потому что он нашел во мне что-то «индивидуальное» и дал мне, научил меня основным принципам и инструментам для его развития. Я помню, как он обучал каждого мальчика в школе всем основным техникам (у меня есть плакат, привезенный из Японии, со всеми техниками клуба, навсегда оставшимися у меня в сознании, и он висел на одной из стен). Кроме того, у него была способность понимать, у кого есть будущее на татами в условиях высокой конкуренции в то же время продолжая мотивировать остальных тренироваться дальше и, тем самым, помогать группе в качестве спарринг-партнеров. Конечно, в то время я не очень хорошо понимал, почему меня заставляли тренироваться больше чем других мальчиков в классе, и я был уверен, что это некая форма наказания. Годы спустя я понял, что на самом деле это была привилегия… приятно оглянуться назад и понять это.

Если бы вам пришлось выбрать 3 важных момента в вашей спортивной карьере, какими бы они были и почему?

Более чем важный момент — это день, когда мой отец решил предложить мне сходить на уроки дзюдо, без этого момента, а затем без его поддержки и поддержки моей матери я бы никогда не смог зайти так далеко.

Когда я выиграл юношеский чемпионат мира в Египте в 1994 году, потому что до этого соревнования я не выигрывал ни одного международного соревнования и не был медалистом такого уровня. В конце концов, я выиграл все поединки с оценкой «Иппон», и менее чем за 2 минуты каждый из них. Для меня и для всех тренеров сборной это был потрясающий результат.

Когда я выиграл чемпионат мира в 2001 году в Мюнхене, потому что стать чемпионом мира среди взрослых было моей мечтой, мечтой, которую хотел осуществить во что бы то ни стало. Также за два года до этого момента, на чемпионате мира 1999 года в Бирмингеме в финальном поединке с Джимми Педро (США) я потерял возможность стать чемпионом, и многие начали говорить, что это была моя единственная и последняя возможность стать чемпионом мира. Однако в Мюнхене в 2001 году я повторил тот же результаты, что и в Египте, потому что я выиграл все свои встречи с оценкой «Иппон». С этого момента я появился на карте мира дзюдо как дзюдоист, обладающий высокой техникой. Анекдот, который я хотел бы прокомментировать, заключается в том, что в то время был человек, который уже тогда, заметил меня до этого результата и который увидел во мне дзюдоиста, владеющего техникой на высоком уровне, это Хуан Карлос Баркос (ныне президент испанской федерации), для него я уже тогда являлся дзюдоистом высокого уровня, до победы на чемпионате мира, и он передал мне это на многих предыдущих соревнованиях. Хуан всегда верил и в мой потенциал и в меня, для меня была очень важна эта вера в мой результат в Мюнхене, и я всегда буду помнить его и буду благодарен за его доверие

Горький момент на татами?

Олимпиада 2004. Я приехал в Афины в очень хорошем форме, я был готов к победе на Олимпиаде, но во время третьей схватки я получил травму, это не оправдание, того что я проиграл финал, но все я время пытаюсь представить, смоделировать финальную схватку так, как если бы у меня не было той травмы, которая случилась до финала.

Кто были вашими кумирами в дзюдо?

Я не люблю использовать слово идол, но для меня одним из самых важных людей в дзюдо и в моей жизни был и остается Эцио Гамба, и не только потому, что он был не только Олимпийским чемпионом, но и достиг других выдающихся результатов, но и потому, что он уникальный и неординарный человек. Дзюдо должно гордиться и радоваться тому, что такой человек, как он, близок к этому виду спорта. Я уверен, что если бы Эцио занимался каким-нибудь другим видом спорта, футболом, легкой атлетикой … он бы также добился отличных результатов как спортсмен и тренер

Как вы думаете, какими достоинствами нужно обладать, чтобы стать элитным дзюдоистом?

Большое сердце, и я имею в виду, что у вас нет оправданий, если вы проиграете, потому что вы думаете только о победе. Менталитет чемпиона находится внутри вас, если ваш менталитет не является менталитетом победителя, кому-либо очень трудно вложить эту идею в вас. Вы должны быть Чемпионом внутри себя.

Экипировочный центр JUDOSHOP.RU — всё для дзюдо!

Какими качествами по вашим критериям нужно обладать, чтобы стать хорошим тренером по дзюдо?

Это зависит от возраста спортсменов или периода, в котором они находятся. Потому что, если вы первый тренер ребенка, вы должны понимать его «индивидуальности» и давать им основы, но если вы тренер, который принимает спортсмена, который уже имеет определенный уровень, вы должны улучшить его самые сильные качества, а также улучшить то, что они делают не так хорошо. Но, прежде всего, имейте большую мотивацию, преданность делу и любовь к тому, что они делают.

В каком году вы начали работать тренером по дзюдо?

В 2006 году, примерно через год после завершения моей спортивной карьеры, я начал пробовать…

Был ли для вас трудным переход от спортсмена к тренеру?

Да, конечно. Потому что в первый период тренерской деятельности я пытался показать, что было внутри меня, а потом понял, что это была ошибка, потому что каждый — индивидуальный человек. Как тренерам, нам необходимо адаптировать наше видение к тому, что спортсмен может или не может делать, и это не только в отношении техники, но и в отношении характера и менталитета. Тренер должен быть психологом

Имея большой опыт работы на татами в качестве спортсмена и тренера. Как вы оцениваете эволюцию дзюдо десять лет назад и в нынешнюю эпоху?

Все виды спорта прогрессируют, конечно, и дзюдо, потому что для этого нужно больше сил, больше подготовки … Если вы слышите, как кто-то говорит, что дзюдо было лучше в свое время, не верьте этому человеку, потому что в прошлом нет ничего лучшего, чем в будущем.

Каково ваше мнение о настоящем российского дзюдо?

В настоящее время российское дзюдо находится на хорошем уровне, но тех, кто занимается дзюдо, в нашей стране пока недостаточно.

А как вы оцениваете будущее дзюдо в вашей стране?

Теперь у нас есть система, которая работает и дает результаты благодаря Эцио Гамбе, который был и остается лидером этого проекта. Теперь мы знаем, как российское дзюдо может продолжать совершенствоваться и добиваться результатов в будущем.

Не могли бы вы подробнее рассказать о работе, которую вы вели в течение многих лет в качестве тренера мужской сборной России.

Это секрет …  шучу, секретов нет, главная деталь — проводить с нашими спортсменами во время соревнований и сборов около 300 дней в году. Мы семья, и мы едины. С 2012 года мы работаем не только с мужской, но и с женской командой.

Какие цели ставит техническая команда, в составе которой вы входите в мужскую сборную России на Олимпийских играх 2020 года в Токио? (уже 2021 года. Прим. Ред.)

Ни один спортсмен и ни один тренер не любит такого рода вопросы, в том числе и японцы, потому что каждое соревнование — это проверка, чтобы увидеть, кто лучший, а Олимпийские игры в Токио покажут, кто лучший в этот момент, в этот день, в эта категория, не более того. Конечно, Россия будет стараться изо всех сил, и это ее цель.

Мы знаем, что у вас крепкие отношения с Испанией по многим причинам. Что вы можете сказать об этом?

Я люблю Испанию так же, как Россию. Мой сын в России, а жена в Испании. У меня есть прекрасные друзья в Испании, семья моей жены, которые также разделяют и любят этот спорт так же, как и я. Я не могу ездить в Испанию столько, сколько хотелось бы, потому что у нас не так много выходных. Но всякий раз, когда я могу, я хожу с командой на соревнования и тренировочные сборы, которые организуются в Испании Испанской федерацией дзюдо, потому что уровень организации очень высок, а качество отелей и питания очень хорошее для спортсменов по сравнению с другими странами, климат также идеален для тренировок. В Испании всегда были и сейчас есть очень хорошие дзюдоисты и тренеры, я помню и восхищаюсь многими из своего времени, и мне нравится видеть новые горизонты, мне нравится клубная система и все соревнования, которые у вас есть на национальном уровне, у вас есть прочная база, и это очень важно. Более того, на мировом уровне вы очень хорошо представлены: Хуан Баркос на международной арене и Алехандро Бланко, которого я знаю, также является большим любителем и защитником этого вида спорта в качестве президента Олимпийского комитета Испании.

Как вам удается совмещать интенсивную профессиональную жизнь с семейной атмосферой?

Мне очень повезло, потому что моя жена Кармэн из семьи дзюдоистов, она любит этот вид спорта так же сильно, как и я, и поддерживает меня более чем на 100% во всем, мы — команда.

С какой фразой вы себя идентифицируете?

Нет предела совершенству

Что заставляет вас смеяться?

Моя жена … потому что никогда в своей жизни я не встречал человека, который улыбался бы так же часто, как она, даже когда она переживает трудную ситуацию, она может улыбнуться, чтобы рассмешить меня. Она радуется и радуется тому хорошему, что случается с другими людьми больше, чем с ней самой. Эта способность, качество быть счастливым не только для себя, но и для других — большая редкость в наше время.

Что ты ненавидишь?

Когда люди улыбаются вам в лицо, а затем, когда вы обернетесь, они могут ударить вас ножом в спину. Лицемерные люди

Что дзюдо дало Виталию Макарову?

Все. Потому что я такой, какой я есть, благодаря дзюдо и моим родителям.

Как вы думаете, что вы внесли в дзюдо?

Некоторые детали. Потому что дзюдо без меня все равно было бы дзюдо, но без дзюдо я не знаю, кем бы я был.

Несколько слов подписчикам JUDO Noticias, которые до сих пор восхищаются вашими достижениями на татами всего мира.

Спасибо всем любителям дзюдо, никогда не сдавайтесь и преследуйте свои мечты. Дзюдо — это не просто борьба, дзюдо — это образ жизни, тот, кто никогда не был дзюдоистом, никогда этого не поймет. Увидимся на татами мира!