Персонализированное дзюдо. Мнение Евгения Воробьева, директора методического центра «Камикан»

В  дзюдо появилось новое поветрие: персонализированное дзюдо. Что это такое и с чем его едят? Прежде всего, необходимо понять, что это веяние идёт из системы образования. Персонализированное образование при запросе в интернете определяется так: «Современная тенденция — как альтернатива традиционному образованию, которое шаблонно применяется ко всем независимо от стиля обучения, личных качеств и приоритетов».

В Википедии персона, упрощённо, это личность и как следствие персонализированное образование – это личностное образование, то есть образование направленное на личность. Тогда возникает вопрос: чем же мы все занимались в образование много столетий? Наверное, готовили деревянных или оловянных солдатиков и лишь по щучьему велению появлялись ученые, инженеры, музыканты, спортсмены и так далее При внимательном рассмотрении это всего лишь очередное модное веяние в образовании. Одно из новых течений, которые возникают с периодичностью в четыре, пять лет, которые постоянно появляются и пропадают и о них, в дальнейшем, практически никто не вспоминает. Необходимо понять, что практически все открытия в образовании по факту, обычно, всего лишь новые названия давно работающих вещей. Любой нормальный учитель, тренер применяет их всегда и только для кабинетных чиновников, которые давно забыли, что такое дети или, что чаще всего, практически никогда не работали с ними это открытие. (Пусть не обижаются люди в кабинетах, но раньше в институтах образования учили, что учитель, не работающий с детьми более трёх лет, живёт только воспоминаниями о них.) Личностное, то есть персонализированное воспитание – это нормально и всегда было и будет неотъемлемой частью нормальной работы тренера и учителя.

Экипировочный центр JUDOSHOP.RU — всё для дзюдо!

Пойдём дальше: персонализированное дзюдо – что это? Дзюдо альтернативное современному дзюдо? Альтернативное это значит другое? Противоположное? Очередное самбо? Мне ответят, что это всего лишь новый подход к тренировкам. Наверное, особо хитрый. Индивидуальный — то есть абсолютно по-новому. Но персонализированный подход всегда присутствовал в дзюдо, только назывался по-другому. Попробуй воспитать спортсмена высокого уровня без индивидуальной работы с ним. Это всегда прописывалось в программах. Чем выше уровень спортсмена, тем больше ему уделяется внимания. Всегда так было!  Групповой метод обучения эффективен на начальном этапе обучения, но он ни как не исключает индивидуального подхода. Введение индивидуальных карт и дневников на каждого и для каждого ученика это всего лишь одно из средств в обучении, но не как не открытие и не  революционный подход. Дневники много лет применялись и применяются у многих тренеров как стимул для учеников. Но только стимул – не более. А вести последовательность  уровня развития, то есть достижений ученика  — это тоже нормально. Опять же писать новую кучу никому нужных бумаг – это, наверное, по-новому! Так что, если персонализированное дзюдо это не какое-то особо «хитромудрое»  дзюдо, то это всего лишь очередной модный тренд из системы образования. Не более.

Если персонализация  это ориентация на личность, то есть индивидуализация обучения тогда возникает один из самых злободневных вопросов: кто будет платить? С одной стороны требуют массовость, с другой индивидуализацию. Персональный  подход  всегда оплачивается по-другому! Но платить, как положено и как всегда, никто не хочет. И значит, ничего кроме увеличения количества бумажек не изменится.

В дзюдо не хватает системности. Системности для эффективности — то есть школы. В дзюдо каждый тренирует как может. Не это ли «персонализированное дзюдо», но не для ученика, а для тренера. Школа, (стилевая подготовка) – это и есть персонализация  дзюдо, а на этапе спорта высоких достижений персонализация и так была всегда.

Материал для Всемирной ассоциации дзюдо (World association of judo) подготовил директор методического центра «Камикан» Евгений Воробьёв