Доклад Евгения Воробьёва в рамках научно-образовательной конференции «Дзюдо: наука, практика, искусство»

Школа — как основа будущих спортивных достижений

Евгений Воробьёв, (директор методического центра «Камикан», Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола)  

Очень часто у начинающего тренера возникает вопрос: С чего начать и что сделать, чтобы ученики стали победителями, а ещё лучше Мастерами. Казалось бы  — всё просто: борись, будь сильным,  и ты станешь чемпионом! Но опыт показывает, что сила далеко не самое главное в дзюдо. На соревнованиях высокого уровня хорошие природные данные перестают быть ключевым фактором, потому что спортсмены, дошедшие до данного этапа, все обладают отличными физическими показателями. На таких соревнованиях кроме силы на передний план выходят техническая и психологическая подготовки, то есть Школа.

Тогда возникает вопрос: «Что такое Школа и чем же она отличается от простой спортивной секции?»  Ранее в  статье: «Школа дзюдо» мы рассматривали данный вопрос, но повторимся, что Школа – это не просто набор методик обучения, пусть и эффективных, а нечто большее. Если наиболее упрощённо: Школа – это стилевая подготовка органически взаимосвязанная с внутренними традициями. Стилевая подготовка («всё множество приемов и технических действий, собранных в органическом единстве» В.В. Комяк),  является основой физической подготовки каждой хорошей Школы единоборств и любой чемпион, эффективный тренер, а тем более мастер, осознанно, а чаще всего неосознанно, владеет ею. Традиции (система подготовки, ритуалы, форма, ученики и т.д.)  это огромное множество всего, что называется психологической подготовкой. И всё это органически взаимосвязано и вытекает одно из другого. Школа – это целостная система обучения, где физическая, психологическая и даже эстетические составляющие гармонично вплетены  друг в друга. Школа единоборств – это, прежде всего система и как каждая система она обладает качеством целостности, то есть «не сводимости свойств системы с сумме составляющих её элементов…, а так же обладает зависимостью каждого её элемента и свойства от его места и функции внутри целого».  Повторимся – ЦЕЛОСТНАЯ система и выпадение из неё какого-либо элемента, пусть, казалось бы, самого бесполезного, приведёт к разрушению всей системы. Поэтому мы не понимаем японского дзюдо. Принцип: «Я возьму самое лучшее»  с системой не работает. Или всё – или ничего. И если в Школе передаются методики и традиции, то эта Школа будет жить. Иначе это Школа одного тренера. Для того чтобы у Школы было будущее необходимо иметь хорошо проработанную программу обучения. Конечно, в ней невозможно прописать всё огромное множество нюансов и очень важных мелочей, но она может стать основой Школы, а правильно воспитанные, понимающие  и преданные ученики продолжат традиции Школы.

К сожалению, мы видим, что современное дзюдо чаще всего уже просто спортивная система и лишь потом воспитательная. Но и современный мир разительно изменился в сравнении с условиями, в которых зарождалось российское дзюдо и перестаёт быть просто спортивным. Дети стали другими и их родители чаще ведут туда, где воспитывают и лишь потом туда где есть спортивный результат. На первый этап выступает воспитательная функция дзюдо, то есть опять Школа. Поэтому Школа как система психофизического воспитания должна стать первым и важным этапом спортивной подготовки будущих чемпионов.  Снова повторимся – спорт высоких достижений это нечто большее, чем просто физика. Это ещё и мастерство, а оно без Школы невозможно.  Не важно, понимаем мы это или нет. Кроме того Школа позволяет привлечь в дзюдо множество людей, для которых спортивный результат не является целью.  Им нравится само дзюдо, как путь к самосовершенствованию.  Они могут  и должны стать основой для будущих  Мастеров и чемпионов. Школа как основа дзюдо окрасит более яркими красками само дзюдо, поможет всё большему его развитию, и распространению во всех аспектах и направлениях.