Дмитрий Сергеев: «Дзюдо, как система физического воспитания, может существовать и без соревнований»

Всемирная ассоциация дзюдо (World association of judo) и общество изучения боевых искусств «Планета дзюдо» представляют Дмитрия Сергеева в проекте «55 лет Олимпийскому дзюдо».

Дмитрий Сергеев, советский и российский спортсмен дзюдо, выступал за сборные СССР, СНГ и Российской Федерации с 1987 по 2000 год. Весовая категория до 95 килограммов. Бронзовый призёр летних Олимпийских игр в Барселоне (1992 год), серебряный призёр Чемпионата мира, серебряный (1992 и 1995) и бронзовый (1994 и 1996) призёр чемпионатов Европы.

Сокращения в тексте:

Е.С. – Ефим Сурпин, корреспондент.

Д.С. – Дмитрий Сергеев.

Фотографии: личный архив Дмитрия Сергеева, архив «Планета дзюдо».

В разные годы были разные стадии понимания дзюдо

Е.С. Дмитрий, что такое дзюдо для вас? Продолжите фразу, дзюдо это…?

Д.С. Дзюдо это, я даже не знаю. Наверное, для кого как жизнь, философия, любовь, хобби, глоток свежего воздуха. В разные годы, были разные стадии понимания.

Е.С. Как вы пришли в дзюдо? Это было ваше личное желание или кто-то посоветовал?

Д.С. Пошёл с ребятами. Сначала занимался плаванием. Мне всегда нравилась физическая активность, хотелось всегда чего-то достигать. Я понимал, что это моё. Хотя я это сейчас понимаю, что это было моё. А раньше, просто нравилась физическая активность. Занимался плаванием. Там у меня не состоялось продолжить занятие, меня выгнали. И с ребятами пошёл в самбо. Из самбо перешёл в дзюдо. Я достаточно быстро почувствовал, что это моё. Хотя мне нравилось и самбо, нравился коллектив и тренер. Но когда я увидел дзюдо, для меня это было просто фантастика!

Это всего лишь был чемпионат области или первенство области и для меня белое кимоно и черный пояс показались настолько красивыми, прямая стойка, красивая техника. Меня дзюдо на самом деле обворожило, очаровало.

Е.С. Когда у вас появилась первая мысль, что вы хотите участвовать в Олимпийских играх? Или вообще, стоял ли перед вами такой вопрос, что вы пришли заниматься, чтобы дойти до самого высокого уровня спортсмена, до Олимпиады?

Д.С. Нет конечно, такого вопроса не стояло. У нас в клубе, стандартно в пятницу был день борьбы. Бороться толком ещё не умели, но в дне борьбы участвовали. Приёмов ещё не знали, но раз день борьбы, значит с кем-то надо бороться. Вот мы с одним мальчишкой, с кем тренировались вместе, ехали с университета, где проводился один из дней борьбы. Он мне говорит, ты хотя бы хочешь выиграть Чемпионат Европы? Я ему говорю, какой чемпионат Европы, ты что, его разве проводят? Для меня это было непонятно, я себе таких задач не ставил, целей таких не было. Но то, что мне хотелось тренироваться каждый день, вместо четырех раз в неделю, что у нас было, да, вот это желание было. А потом, когда начались соревнования, началось моё участие в соревнованиях и мне захотелось занять призовое место, потом стать чемпионом. Я наверное больше грезил войти в команду сборной Советского союза, для нас это было, как мечта, да, вот это была мечта! А дальше, Олимпиада, это как то само собой так пошло. Мне тренер внушал, что Олимпиада это те же соревнования. Что Олимпиада, что чемпионат области ничем они не отличаются. Только на области собралась вся область, а на Олимпиаде соберутся представители разных стран, вот и все. Поэтому для меня Олимпиада не была, такой знаете мечтой всей жизни. Я понимал, что это просто соревнования.

Е.С. Если из дзюдо убрать соревновательный аспект, вам было бы интересно заниматься дзюдо?

Д.С. Сейчас да! Но раньше, я не могу вам сейчас сказать, что было сорок лет назад. Но то, что дзюдо классная система физического воспитания, развития физических качеств, ловкости, выносливости, силы, мышления. Многие говорят о философии, но я даже не могу сходу сейчас даже сказать, что такое философия дзюдо, это наверное слишком объемное понятие. Но как система физического воспитания, дзюдо наверное может существовать и без соревнований и девочкам и мальчикам было бы хорошо заниматься дзюдо. Но как бы я раньше отнёсся к тому, что в дзюдо не было бы соревнований, но я даже не знаю. Как то хочется с кем-то побиться, померить свои силы. Не могу сказать.

Е.С. Выделите три качества спортсмена дзюдоиста, которые могут повлиять на то, что этот человек сможет стать участником Олимпийских игр и призёром, а может даже Чемпионом Олимпийских игр?

Д.С. В своё время, старший тренер сборной России по теннису, Шамиль Тарпищев говорил: «Меня часто спрашивают, может ли ребёнок стать классным теннисистом? Я могу сразу сказать, кто не сможет, а кто сможет, не могу.» Но я вот, честно говоря, никогда не угадывал Олимпийских чемпионов. Я вот никогда бы не сказал, что Иван Нифонтов сможет стать вот таким вот великим спортсменом. Или вот ребята, которые стали победителями Олимпиады. Они при мне росли, развивались, что Тагир Хайбулаев, Мансур Исаев и я не мог бы с точностью сказать, что они станут Олимпийскими Чемпионами.

Е.С. Но есть ли всё же качества, которые у всех этих ребят были, как объединяющие, фундаментальные, или они все разные? Например, трудолюбие?

Д.С. Конечно есть. Трудолюбие не самое главное. Они бывают порой просто выдающиеся. Давид Хахалишвили, он не был трудолюбивым, но, несмотря на это, он был выдающимся спортсменом. А был ещё Владимир Гибуладзе, он не то что «трудолюбивый» был, его ловили и вели насильно на тренировку, а его называли «гением дзюдо». Я думаю, должны быть бойцовские качества, и этим отличаются чемпионы. Если ты вышел на татами, то до последнего творишь чудеса. Проигрывая поединок, ты можешь на последних секундах собраться и провести победный бросок и выиграть поединок. Или ты весь переломанный, травмирован, и ты не можешь проиграть. Это есть у Ивана Нифонтова, и у всех ребят, которые были в мою пору тренером молодёжной сборной и после стали Олимпийскими Чемпионами.

Е.С. Есть такой девиз или лозунг «Победа любой ценой», это применимо к вам? Как в дзюдо, так и в жизни.

Д.С. Если говорить, о «победе любой ценой» в контексте, как эта победа повлияет на моё здоровье, да это применимо. Через невероятные усилия, через травмы, через боль и так далее, то да, применимо. А если говорить, что «победа любой ценой» перешагнув через кого-то, кому-то «наступить» на голову, то конечно не применимо. Тут необходимо уточнять каждый случай отдельно.

Е.С. Хорошо, а если немного по-другому посмотреть. Например, идёт поединок и для победы, вам необходимо провести такой приём, который может нанести вред здоровью вашему сопернику, вы готовы к этому?

Д.С. Вы знаете, мне рассказывали, возможно, это только были слухи, выражение одного специалиста, который говорил: «Знаешь, у меня раньше были такие принципы, вот два спортсмена готовятся к олимпиаде, они в одной весовой категории. И вот раньше по моим принципам, можно было сломать сопернику ногу, где то там, в тёмной комнате, в какой-то обстановке и поехать на олимпиаду». Вот для меня такая «победа любой ценой» это неприемлемо вообще ни при каких обстоятельствах. Спортивные принципы, да, я готов к поединку и к победе. Но схватка есть схватка, это своего рода бой. Но вот вам ещё одна ситуация. Поединок за выход в финал на Олимпийских играх в 2012 году, Оле Бишоф и Тревис Стивенс (категория до 81 килограммов). И у меня такое впечатление сложилось, я не знаю как сам Бишоф для себя этот поединок представил, но мне было понятно, что он реально ударил Стивенса один раз и не извинился, потом второй раз, и снова не извинился. И в моём понимании, Стивенс поник, Бишоф его сломил морально. Да, это вне правил, но это норма на соревнованиях, особенно такого уровня. Когда ты борешься за выход в финал на Олимпийских играх, ты должен быть готов к этому, и ты должен быть готов пропустить «удар» и выстоять и морально и физически. И в моём понимании они не были один слабее другого, но Бишоф так построил схватку, что он просто сломил и раздавил своего соперника. И мне ребята говорили: «ты что это же не бой, это же соревнование, так нельзя». Ну, я скажу, что да, это не бой, но и никто никого не убил и не хотел убивать, и вот это было допустимо.

Е.С. Что для вас Олимпиада?

Д.С. Олимпиада это те же соревнования. Ничего более.

Е.С. А почему тогда Олимпийские игры настолько значимы для спортсмена?

Д.С. Во первых они проводятся раз в четыре года. Во вторых это политическое мероприятие. Это всегда большие премиальные. За эти следует какой-то статус.

Е.С. Значит Олимпийские игры это не просто соревнования?

Д.С. Знаете, одни и те же спортсмены, борясь просто в зале, никто и не заметил. А приехав на олимпиаду, эти же спортсмены уже выступают совсем в другой обстановке, где много зрителей, сама атмосфера другая и результат уже будет совсем другой. Но перед поездкой на Олимпийские игры 2012 года в Лондон, Эцио Гамба говорил ребятам, психологически их готовив, что это обычные соревнования. И я абсолютно с этим согласен, это обычные соревнования. Просто если тебя все время будут «подогревать», что олимпиада это верх достижений спортсмена, и ты будешь себя этим «подогревать», и каждый будет со стороны лезть и говорить «слушай, мы на тебя такую ставку сделали» и так далее, то наверное, это выбьет тебя из колеи и кем ты будешь на самой олимпиаде тогда.

Е.С. Есть девиз в Олимпийских играх «Быстрее, выше, сильнее». Как вы понимаете этот девиз?

Д.С. Я даже не задумывался над этим. Может это просто прямой перевод, а смысл слов гораздо больше и глубже.

Е.С. Как вы относитесь к тому, что сегодня все больше и больше происходит слияние политики и спорта, политики и Олимпиады, политики и дзюдо?

Д.С. Мне ребята часто задают вопрос, как мне нравятся правила сегодняшние в дзюдо. Какие правила соревнований дзюдо лучше, те которые были или сейчас? Я не могу ничего им сказать, кроме тог, что я адаптируюсь к правилам и все. А что делать, если нам такие правила дали и мы исходим из этих правил. Мы принимаем правила. Как бы правила не менялись, лидер останется лидером. Лидер всегда найдёт способ выиграть.

Поэтому отвечая на данный вопрос, скажу, что я отношусь к этому как к данности. Фокус на дзюдо сегодня большой и пусть так и будет, это же хорошо.

Е.С. То есть политика на спорт никак не влияет и спорт остается чистым?

Д.С. Да наверное влияет. А как без политики. Политика это часть жизни. На спорт влияет политика, влияет экономика. Чем более развита экономически страна, тем легче, наверное, в ней заниматься спортом. Это на самом деле очень философский вопрос и рассуждать можно много и долго.

Е.С. Белое или синее кимоно?

Д.С. Конечно белое кимоно. Это красиво. Белое это цвет чистоты.

Экипировочный центр JUDOSHOP.RU — всё для дзюдо!

Е.С. Оглядываясь назад, в 1992 год, Олимпийские игры в Барселоне. Вы можете сказать, чего вам не хватило, чтобы стать Олимпийским Чемпионом?

Д.С. Думаю да. Наверное, психологии. Уверенности в себе. Вы знаете, меня Иван Нифонтов всегда поражал тем, что он всегда был без тени сомнения. В семнадцать лет он говорил, что поедет на олимпиаду и станет Олимпийским Чемпионом. В то время многие ребята в его весовой категории могли его в узел завязать. И я так думал, что Ваня даже не представляет, о чем он говорит. А Ваня, поехав на свой первый взрослый Чемпионат мира в 2009 году, и такой фурор навёл. А ему было всего двадцать два года! Так вот, мне не хватило именно веры в себя на моей олимпиаде. Я был в прекрасной форме. Ещё мне не хватало присутствие на олимпиаде моего тренера, личного тренера. Того, кто вёл меня, кто многие годы внушал в меня оптимизм.

Е.С. Как вы мотивируете своих учеников? Или мотивация не нужна?

Д.С. Мотивация очень важна. Но как я понимаю для каждого своя мотивация. Но я специально никого не мотивирую. Для начала нужно, чтобы у самого ученика была личная мотивация. Вот если я вижу, что ученик хочет, тогда я уже дополняю его мотивацию. Кто не мотивирован лично сам, тут нет смысла мотивировать его из вне. Говорить о том, что ты получишь какие-то материальные блага, ты станешь великим спортсменом, тебя будут снимать и так далее, тут не подходит мотивация моя. Ну, я его смогу мотивировать на месяц, два, а дальше? Вот на ребят смотришь и видишь какой-то из них выходит на татами и хочет в каждом поединке этого обыграть, того обыграть, его ещё никто не мотивировал, он сам себя мотивирует. Вот увидев это, возможно подключить мотивацию и с моей стороны.

Е.С. Я вижу вы часто выходите во время тренировок на татами сами и практикуете. Вам интересно сейчас дзюдо?

Д.С. Да.

Е.С. Что вы находите для себя новое, в дзюдо, выходя на татами? Конечно, как учитель, тренер, вы помогаете своим ученикам, но я говорю о другом. Лично для вас какая цель выходить на татами?

Д.С. Мне нравится ездить на семинары. И каждый раз чему-то учишься, что-то узнаешь новое. И каждый раз понимаешь, что ты ничего не знаешь в дзюдо. И чем больше я познаю дзюдо, тем больше я понимаю, что я его совсем не знаю.

Е.С. Есть такое направление, «ветеранское дзюдо». Оно популярность набирает именно в аспекте соревновательном. Мотивируют «ветеранов дзюдо» участвовать в соревнованиях. Как вы к этому относитесь?

Д.С. С этой точки зрения я к этому отношусь не совсем положительно. А вот с точки зрения изучения дзюдо и «ветеранское дзюдо» это разные вещи. Кто наборолся как действующий спортсмен на соревнованиях, закончив карьеру, и год не показывался в зале, потому что его «воротило» от всего этого, ну не хочется сейчас на самом деле.

Е.С. Вы бы сейчас не вышли на соревнования по «ветеранам»?

Д.С. Как то я один раз вышел. И было знаете такое первое приятное ощущение. Это был турнир в Москве (ветеранский турнир среди полиции и армии прим. Е.С.). Ты всё видишь, все понимаешь, но мышцы уже забывают, реакции нет.

Е.С. Вы чувствуете какую то опасность для здоровья в «ветеранских соревнованиях»?

Д.С. Нет. Просто лично для меня нет интереса. У меня появляется интерес в другом. Вот как например в Японии, в «Кодокане», смотришь, на татами выходят совсем пожилые «старички». Смотришь на них, как они проводят «рандори», технику изучают. Вот это мне интересно. Вот изучение техники, это здорово. Это мне раньше казалось, что вот этот приём научился и все, вот тебе и дзюдо. Но дзюдо оказывается вообще-то не это. Можно просто, только за счёт передвижений бросить человека, даже и не подворачиваясь на какой либо приём. Вот это дзюдо, это фантастика.

Е.С. У вас есть такая возможность обратиться к людям во всем мире. Что бы вы им сказали?

Д.С. Я бы не взял на себя такую ответственность обращаться к людям во всем мире, кто я такой!? Но если просто представить такое, то думаю тут не о дзюдо надо говорить, а какую-то мудрую, философскую мысль надо сказать.

Е.С. Давайте представим, что у вас есть такая возможность.

Д.С. Я могу обратиться к ребятам, которые вот сейчас на татами и им сказать какие то слова. А если меня услышит весь мир!? Старики, богатые, бедные… Читайте заповеди, там всё написано. Больше ничего добавить нельзя. Живите по заповедям.

 

Всемирная ассоциация дзюдо и общество изучения боевых искусств «Планета дзюдо» благодарит Дмитрия Сергеева за открытые и полные ответы на наши многочисленные вопросы.