Сергей Табаков: "Для меня идеал Олимпийского Чемпиона - это Владимир Невзоров!"

Sergey Tabakov judo coach

Всемирная ассоциация дзюдо и общество изучения боевых искусств «Планета дзюдо» в рамках проекта «55 лет Олимпийскому дзюдо» представляют интервью с Сергеем Табаковвым.

Сергей Табаков, профессор кафедры теории и методики единоборств РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), кандидат педагогических наук, заслуженный тренер Российской Федерации, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, обладатель 6 Дана Международной федерации дзюдо

В разные годы Сергей Табаков возглавлял сборные команды:

1995-2004 главный тренер студенческой сборной России по дзюдо;

2001-2004 глава научной группы мужской сборной команды России по дзюдо;

2005-2008 главный тренер мужской сборной команды России по дзюдо;

На Олимпийских играх 2008 года в Пекине был главным тренером мужской Олимпийской сборной России по дзюдо.

В настоящее время Сергей Табаков продолжает активную научно-педагогическую работу в главном университете Российской Федерации готовящем специалистов в области физической культуры, спорта и туризма РГУФКСМиТ, является исполнительным директором Международной федерации самбо, а так же отвечает за проведение соревнований по дзюдо в рамках Всемирных студенческих игр (Универсиады).

Сергей Табаков постоянно участвует и проводит научные конференции и образовательные семинары в области дзюдо и самбо по всему миру.

Специальный корреспондент Всемирной ассоциации дзюдо Ефим Сурпин подготовил большое интервью, которые мы представляем вниманию многочисленных поклонников дзюдо.

Сокращения в тексте:

Е.С. – Ефим Сурпин

С.Т. – Сергей Табаков.

Фото: личный архив Сергея Табакова и ВАД.

 

«Необходимо, на мой взгляд,  сделать занятия спортом одной из потребностей в жизни».

 

Е.С. Ваше определение, дзюдо – это..?

С.Т. Дзюдо – это вид борьбы в одежде, входящий в программу Олимпийских Игр.

Е.С. Олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее!», как вы понимаете этот призыв с точки зрения тренера?

С.Т. Подготовить чемпиона.

Е.С. Что значит быть Олимпийским тренером?

С.Т. Выражение не используется в практике. Наверное, тренер, который подготовил победителя Олимпийских Игр.

Е.С. Не потеряло (утратило) ли дзюдо свое истинное значение с момента его включения в Олимпийскую программу?

С.Т. Утратило.

Экипировочный центр JUDOSHOP.RU - всё для дзюдо!

 

Е.С. Кого из Олимпийских чемпионов дзюдо вы могли бы выделить и сказать, что он настоящее олицетворение идеала Олимпийского Чемпиона?

С.Т. Не хотелось бы говорить об иностранцах. Для меня – Владимир Невзоров.

Но говоря о юбилее, 55 лет Олимпийскому дзюдо, конечно же нужно было вспомнить тех, кто был в составе сборной команды в 1964 году: Олег Степанов, Арон Боголюбов, Анзор Кикнадзе, Парнаоз Чиквиладзе. Тренер сборной команды Владлен Андреев, руководитель КНГ - Евгений Чумаков. 

Вы спрашиваете, кто из олимпийских чемпионов является кумиром?  Вопрос очень конкретный и сложно ответить иначе. Для меня безусловно остаётся непререкаемым авторитетом Олег Степанов. Хоть он и не выиграл золото на Олимпийских игр в 1964 году в Токио, но как спортсмен, как боец был гениальным. Десять чемпионатов СССР по самбо - 10 финалов, 8 из которых - золотые. На долю этого поколения выпала нелегкая задача первопроходцев, доказывать, что отечественная система самбо достойно может конкурировать с родоначальниками дзюдо японцами.

Е.С. Расставьте в порядке возрастания значимости слова в высказывании Дзигоро Кано: «Дзюдо ставит перед собой три задачи: физическое, интеллектуальное и нравственное развитие» и если можно объясните почему.

С.Т. Я думаю, что Дзигаро Кано не расставлял приоритеты в этих словах. На мой взгляд, рейтинг здесь не уместен.

Е.С. На ваш взгляд, почему в большинстве случаев люди перестают занятия дзюдо по завершении общеобразовательной школы? И что возможно сделать, чтобы этого не происходило?

С.Т. В большинстве случаев занятия спортом воспринимается родителями как часть комплексного развития ребёнка вместе с занятиями языком, музыкой, рисованием и др. После окончания школы на первый план выходят социальные проблемы и задачи: служба в армии, учёба в вузе, выбор профессии, семья.  Для тех, кто не добился ощутимых результатов в спорте, возникает выбор: продолжать дальше или заниматься решением других вопросов.

Что бы избежать  всего вышеперечисленного необходимо, на мой взгляд,  сделать занятия спортом одной из потребностей в жизни. Клубный спорт этому способствует (в отличие от спортивной школы).

Е.С. Олимпиада в 1964 году в Токио и Олимпиада 2016 в Рио де Жанейро, в чём разница? И есть ли она вообще?

С.Т. Разница есть. Два разных вида спорта. Количество дисциплин, категорий, правила, количество участвующих стран, конкуренция и мн.др.

Е.С. Для вас главное победа или участие?

С.Т. К сожалению, участия не бывает без побед. Что бы участвовать на Олимпийских Играх нужно одержать немало побед.

Е.С. Олимпиада, дзюдо, спорт зачастую очень тесно связаны с политикой. Так ли это на ваш взгляд? И если да, то почему это происходит и есть необходимость в этом тандеме?

С.Т. Необходимо понять, что подразумевается под словом «политика» в настоящем случае. Если это в широком смысле взаимоотношения между социальными системами, то быть в стороне от этого невозможно, в том числе и спорту (и дзюдо). Если брать взаимоотношения внутри спорта, то это так же неизбежно.

Е.С. Какими качествами должен обладать спортсмен, чтобы стать Олимпийским Чемпионом?

С.Т. Быть,  прежде всего «гипертрофированным честолюбцем».

Е.С. Когда вы были тренером Олимпийской сборной России, какими словами вы настраивали своих подопечных?

С.Т. Всех по-разному.

Е.С. Какие на ваш взгляд значимые изменения произошли в дзюдо с момента как оно стало Олимпийским? Можно ли их разделить на положительные и отрицательные?

С.Т. 55 лет – значительный временной отрезок. Дзюдо менялось, как и весь спорт в целом.

Сюда можно перенести слова из пункта 8. Деление на положительные и отрицательные, на мой взгляд, некорректно. Другой мир, другой спорт, другое дзюдо…

Е.С. Почему во многих видах спорта, Олимпийские игры являются наивысшими соревнованиями для спортсмена? Неужели только лишь потому, что они проводятся раз в четыре года?

С.Т. И это тоже. Люди сами придумали себе систему ценностей, и результаты Олимпийских Игр вывели на пик в иерархии спортивных достижений.

Е.С. С момента вашего участия в Олимпийских играх на посту главного тренера Российской команды дзюдо прошло более 10 лет или две Олимпиады. Сегодня можете ли вы сказать, что сделали всё, что было в ваших силах на тот момент для достижения максимального результата? Если нет, то чего именно вам не хватило или может быть что-то помешало?

С.Т. История не терпит сослагательного наклонения. Состав команды на тот момент был практически лучшим, каждый из спортсменов показал на пути к Играм свой уникальный результат. На мой взгляд, нужно было бы более чётко (жёстко) выстроить отношения в системе управления сборной команды. Больше писать не могу – не имею права.

Е.С. Тенденция движения Международной федерации дзюдо, как и многих других спортивных организаций в мире, все больше становиться коммерциализированной. Не кажется ли вам, что это, в конечном счёте, приведёт к тому, что МФД станет не общественной организацией, а частной коммерческой компанией, основной целью которой будет не развитие вида спорта, а получение максимальной коммерческой выгоды?

С.Т. Возможно.

Е.С. Кого из специалистов дзюдо (тренеров) вы могли бы сегодня выделить и сказать, что он или она являются своего рода «эталоном тренера»?

С.Т. Нет таковых.

Е.С. «Победа любой ценой», этот девиз вам подходит?

С.Т. Нет.

Е.С. Общаетесь ли вы сегодня со своими учениками, которые были в составе сборной России в период, когда вы были главным тренером? Если да, то с кем?

С.Т. Эпизодически, так как по роду деятельности не пересекаюсь с ними. Выделить кого-либо не могу.  Глаза при встрече не отвожу, не стыдно, никого не предал.

Е.С. Если рассматривать дзюдо, как искусство владения телом и в том числе как боевое искусство и спорт, то стоит ли на ваш взгляд ограничивать дзюдо в техническом плане? Не делают ли ограничения, которые сегодня имеют место быть дзюдо менее интересным?

С.Т. Дискуссионный вопрос. Считаю, что нашли самый простой путь. Самый простой, но не самый эффективный. Запреты никогда не приводили к прогрессу.

Е.С. Когда-нибудь вам приходилось участвовать или кто-нибудь вам предлагал договорные поединки? И вообще имеет ли место быть такое в дзюдо и в частности в Олимпийском дзюдо?

С.Т. В практике с этим сталкивался. Ученикам всегда запрещал даже обсуждать эту тему. О том, что победы продают и покупают на высоком уровне, слышал.

Е.С. На ваш взгляд, с какого возраста лучше всего начинать готовить своего ученика к высоким спортивным результатам?

С.Т. Нужно увлечь учеников. Кому-то дано стать чемпионом, кому-то – нет. Жизнь всё расставит на свои места.

Е.С. Обучая своих учеников, вы больше склоняетесь к их физической подготовке или же технике выполнения приёмов?

С.Т. Вы забыли спросить про психику. В гармонии.

Е.С. Вам больше нравится белое или синее кимоно?

С.Т. Белое

Е.С. Если бы вам предстояло выступить перед мировой общественностью дзюдо, что бы вы им сказали?

С.Т. Дзюдо – это целая жизнь!

Всемирная ассоциация дзюдо и общество изучения боевых искусств «Планета дзюдо» благодарит Сергея Табакова за полные и открытые ответы на наши многочисленные вопросы.