Правильное воспитание, взгляд направляется на Восток.

Евгений Воробьёв КАМИКАН

Всемирная ассоциация дзюдо и общество изучения боевых искусств Планета Дзюдо представляют

Методический центр теории и практики восточных единоборств и дзюдо Камикан (город Йошкар-Ола).

Предисловие

Человек постоянно стремится к познанию, с самого рождения и до последних дней своего существования на земле в нас заложена "программа" познания себя и окружающего нас мира. Безусловно у каждого свои цели познания, но в основном это стремление к наиболее эффективной (лучшей) жизни. В погоне за "лучшей" жизнью  человек порой начинает так усердствовать, что это приводит к катастрофическим последствиям разного рода. Мышление человека стоит в основании его стремления к познанию и от того на каком уровне находится мышление человека зависит его способность искать и получать новые знания. 

Уровни мышления и как добиться перехода на более высокий уровень мышления.

Директор методического центра «Камикан», педагог высшей категории ГБОУ ДО РМЭ ДТДиМ Воробьёв Е.Н.

Современные тенденции  развития общества, новые изобретения и, как следствие, постоянно происходящие технические революции, а так же появление интернета и стремительное развитие транспортных средств начали всё ускоряющийся процесс глобализации и стирания границ между странами и континентами. Огромное количество других не менее значимых изменений в различных областях науки и техники  обрушилось на человека и всё современное общество, что вынудило их приспосабливаться,  развиваться и кардинально меняться. При всём этом прогрессивном развитии появилась  обратная сторона этого процесса – стирание индивидуальных особенностей человека, упрощение, стандартизация и подгонка его под общие шаблоны, таким образом, личность упрощается и стандартизируется. Один из основателей НЛП, Р. Бендлер сказал: «Человек – это не то, что он думает, а то – как он думает» [1]. То есть, что бы что-то поменять, необходимо понять структуру мышления. Но мышление очень сложное и непонятное  явление и оно не поддаётся легкому изучению. Недаром, множество наук отдают много сил, времени и энергии, что бы понять, что это. В разных областях науки и искусства  существует множество разных понятий мышления, но практически все они сводятся к определению, данному философией: 

«Мышление есть высшая форма активного отражения объективной реальности…» [2].

Даже в нейропсихологии и кибернетике, где человеческое мышление рассматривается обычно в прикладной области, нет точного определения.

Множество определений мышления говорит об одном: что мы не знаем, что такое мышление. И если нет чёткого понятия мышления, то можно, хотя бы постараться определить свойства мышления, а одно из свойств - уровни мышления. Проведённый поиск определений уровней мышления в различных областях науки не дал практически никаких результатов. Только у А. Бека, одного из основателей когнитивной психологии, есть это деление на уровни. Обычно говорится о типах мышления.

Достаточно большой опыт работы с людьми различного уровня развития, порой гениальными в своей области, а также размышление над тем, чем же они отличаются от обычных людей, привели автора статьи к желанию решить, для себя, поставленную задачу. В данной работе уровни мышления разделяются по операционному  принципу (принципу действий), который ближе к математике, математической логике, диалектическому материализму с некоторой примесью идеализма.

Уровни мышления:

  1. Точеное или ситуационное (стробоскопическое) – (детское) мышление, основанное на использовании отдельных фактов, знаний, действий практически никак не связанных между собой и находящихся в случайном виде, позволяющие решать сиюминутные задачи. Позволяет жить только лишь текущими заботами, например: утоление голода, сна  и т.д., т. е. примитивный первый уровень «здесь и сейчас». Он делает людей, наверное, первобытно счастливыми.
  2. Плоскостное мышление.
  3. 2а. Линейно-плоскостное мышление. Позволяет выстраивать логические цепочки, практически всегда только в одном направлении. (К сожалению, большинство людей, практически всегда не идет дальше трех, четырёх звеньев цепочки и дальнейшее построения являются для них очень сложным.) Данный тип мышления дает возможность выстраивать последовательность своих действий, но не видеть картину в целом.
  4. 2б. Линейно-плоскостное разветвлённое мышление –  следующий этап линейно-плоскостного мышления. С его помощью выстраиваются логические цепочки уже в нескольких направлениях, но в одной плоскости. В данном типе  строятся более вариативные последовательности действий, но оно так же не позволяет видеть картину в целом.
  5. Объёмное мышление – тип мышления, дающий возможность видеть необходимую ситуацию или явление в объеме, рассмотреть подходы к решению требуемой задачи с разных сторон. Находить разные, порой совершенно неожиданные решения. Соответствует инженерному и художественному мышлению.
  6. Матричное мышление – мышление помогает видеть картину не только в объёме, но и рассматривать ситуацию или явление в привязке к общей картине событий не как отдельное явления, а как закономерный процесс – результат событий или действий. Вариант этого мышления представлен  в  работе Г. В. Плеханова: «О роли личности в истории». В определённой мере предоставляет возможность предсказывать последствия воздействия на окружающее пространство и будущие события. Соответствует первому этапу философского мышления.
  7. Объемно-матричное мышление – следующий этап матричного мышления. Позволяет видеть явление или событие не просто в пространстве, а в соотношении с прошлыми и будущими событиями.
  8. Интуитивное мышление – высшая ступень мышления, где соответствует первому (ситуационному) типу мышления «здесь и сейчас», но отличается от него качественно и  условно его можно обозначить как «вопрос - ответ», то есть при возникновении задачи решение приходит часто неосознанно  сразу и правильно. Внешнее  выражение его это «озарение», в Японии - «сатори». Этап осознания истины. На Востоке говорят: «Истину нельзя понять. Её можно только почувствовать».
  9. «Надуровневое» мышление – мышление способное воздействовать на ситуацию и менять её.

Данное деление является очень условным и субъективным, собранным из немалого опыта работы с людьми, а так же личных наблюдений и выводов.

Но главный вопрос состоит не в простом  определении, явления или его свойств, а в том, что с этим делать? Как добиться перехода на более высокий уровень мышления? Этот вопрос адресован не к психологии, а прежде всего к педагогике. Главный ответ в правильном воспитании: правильное, гармоничное воспитание, но где оно? Как обычно, взгляд направляется на Восток. Однажды автору данной статьи стало интересно: сколько же он знает кандидатов наук «восточников», то есть людей, серьёзно занимающихся восточными практиками в Йошкар-Оле, и практически сразу нашёл семь кандидатов не только гуманитарных, но и больше половины из них  технических наук. По мнению автора это один из показателей правильного гармоничного воспитания. Восточные практики отличаются от европейских тем, что в основе идет гармоничное формирование тела и лишь потом спортивный результат, а полноценное гармонично развитое тело правильным образом выстраивает структуру мышления. В системе обучения прежде всего, важен результат. Современные подходы в современной физической культуре и спорте, и в системе образования тоже, несмотря на все заявления, всё равно стремятся, в итоге, к быстрому результату. О последствиях, далёких в том числе, мало задумываются. Но вековой опыт восточных практик показывает, что правильно выстроенное тело – правильно формирует течение мыслей. Здоровое, гармонично развитое тело порождает здоровое мышление и здоровый дух. Гармония стремиться к гармонии. Всё в обучении определяется методиками и технологиями воспитания. На Востоке говорят: «Для того чтобы достичь мудрости необходимы две вещи: учитель и Врата» [3] (то есть технологии). Какие бы ни были хорошими методики, учитель необходимое условие достижения цели. Отсутствие какого-то из этих компонентов не даст нужного результата.

В обучении необходимо всегда помнить, что грамотный учитель учит не правильному знанию, а правильному действию, поэтому надо направить весь процесс обучения не на воспитание  грамотного ученика, а на воспитание ученика мудрого. Мудрость, как говорят на Востоке, воплощается не в знании, а в виртуозном мастерстве – единстве навыка и творческой интуиции. Мудрость начинается с умения все делать в меру и это не система отвлеченного знания, а запас действенных навыков. Нужно создавать такую традицию обучения, которая дает возможность двигаться не только вперед, но и умение двигаться к истоку, к основам. Только это обеспечивает возможность «возвести» внешние формы обучения (простой набор знаний) к их внутренней необходимой форме (необходимый опыт), воспитает ученика с запасом воображения, творческих устремлений, унаследованных представлений, ведет к проявлению осмысленного восприятия жизни и стремлению к совершенству.

Литература

  1. Бэндлер, Б., Джон, Г. Большая энциклопедия НЛП. Структура магии / Б. Бэндлер, Г. Джон. – М.: АСТ, 2018. – 448 с.
  2. Ильичёв, Л. Ф., Федосеев, П. Н. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичёв,  П. Н. Федосеев. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. – 840 с.
  3. Малявин, В. В. Боевые искусства: Китай, Япония. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 г. – 416 с.
  4. PSYERA [Электронный ресурс]: гуманитарно-правовой портал. – Режим доступа: https://psyera.ru/myshlenie-kak-obekt-logiki_9527.htm/, свободный. – Загл. с экрана.
  5. PSYERA [Электронный ресурс]: гуманитарно-правовой портал. – Режим доступа: https://psyera.ru/myshlenie-kak-obekt-logiki_9527.htm/, свободный. – Загл. с экрана.